24 августа 2019     

Экономика   

Тюменские моторостроители на службе у «Газпрома»

Как вывести город из спячки?

Тюмень середины прошлого века заметно отставала от иных центров. Ведь настоящей промышленности в регионе не существовало, а небольшие заводики — доморощенные или перебравшиеся сюда во время войны — не играли особой роли. Город находился словно в спячке, тогда как соседние Свердловск, Омск, Курган за счёт бурно развивающегося военно-промышленного комплекса росли как на дрожжах. О нефти с газом на севере Тюменской области говорить ещё особо не приходилось. Поэтому вывод напрашивался сам собой: надо было поднять руку и громко заявить — мы тоже хотим работать на оборону страны! Идею «посадить» у себя крупное оборонное предприятие Тюменский совнархоз пробивал аж с 1957 года.

Изначально речь вели о строительстве авиационного завода. Но после детальной проработки амбициозного прожекта на нём пришлось поставить крест. Аграрная Тюмень оказалась явно не готова к его реализации. На самолёты не хватало даже человеческих ресурсов… Только Борису Щербине, первому секретарю обкома КПСС, удалось воплотить тайный замысел в жизнь. В июне 1962-го Совет министров СССР принял распоряжение о строительстве в Тюмени завода по производству авиационных двигателей. Специалисты съезжались со всей страны. Из Омска, Уфы, Москвы, Запорожья…

Тюмени было придано ускорение. В городе появлялись новые улицы и микрорайоны. Завод построил полсотни домов, учебный комбинат ГПТУ № 15, общежития, школы, детские сады, спорткомплекс, шахматный и конно-спортивный клубы, подсобное хозяйство… Всё возводилось на деньги Моторного. Как и первая троллейбусная линия, связавшая завод с краеведческим музеем. Идеология была совершенно справедливой: развивать предприятие, а заодно истребовать у государства средства для развития города. Задумок было через край — от строительства собственного Дворца спорта до прокладки скоростного трамвая. Но главное — в Тюмени появились собственные инженерные кадры.

А сам Моторный работал преимущественно на армию. О заводе горожане рассказывали шёпотом. Ведь выпускал он подъемно-маршевые двигатели с поворотным соплом для палубных штурмовиков вертикального взлёта, форсажные трубы для истребителей Су и Миг, ракетные двигатели для зенитного комплекса С-300 и противокорабельного «Москита»… Одних только контролёров в белых халатах по приёмке военной продукции на Моторном сидело шесть сотен. Гражданские изделия — каждый месяц до 25 двигателей для Ан-24, Ан-26, Ан-32 и до 60 тысяч комплектов сцепления для «Москвичей», «Жигулей», грузовиков, а также шестиколёсные полноприводные вездеходы, многоярусные клеточные батареи для птицефабрик, прочая «мелочёвка» — занимали от силы десятую часть в объёмах производства.

Шоковая терапия

Казалось, ничего не предвещало конца света. Но наступил 1992-й. Виктор Кульчихин, тогдашний генеральный директор завода, до сих пор с содроганием вспоминает то лихое время. «Представь себе, что у тебя 90% в плане военная продукция, — предлагает вжиться в образ Виктор Григорьевич. — Наступил 1992-й, планов нет, финансирования, соответственно, тоже. Ввиду того, что мы люди ответственные, начинаем делать чётко в январе, феврале столько же, сколько делали в ноябре, декабре. Но деньги кончаются, то и дело звоню в Москву, спрашиваю: ребята, когда планы будут? В ответ: держитесь, мы всё понимаем, занимаемся. Прошло полгода, все занимаются, а денег больше нет, останавливаем производство… Конец 1992-го, жрать уже нечего, а люди продолжают ходить на работу. Чем загрузить их? Где взять деньги на зарплату?

Именно шоковой терапии Гайдара и Чубайса «Тюменские моторостроители» обязаны сегодня весьма устойчивым положением. Тот кризис заставил буквально каждого переосмыслить своё поведение, а руководство завода занялось коренной реорганизацией производства. С той поры предприятие, являвшееся по целому ряду военных изделий головной структурой, не получало от Минобороны заказов даже на гайку.

Генеральный директор разве что не силой заставлял подчинённых проявлять инициативу, искать заказы. Поэтому с самого начала он пошёл на выделение из состава завода отдельных предприятий, руководители которых несли полную ответственность перед своими коллективами и акционерами за работу вверенного им производства. Одновременно они получили более широкий круг полномочий, став первыми руководителями. Само время подтвердило жизнеспособность подобной структуры управления, большинство директоров остались на своих местах, и лишь немногие ушли, не справившись с возросшей нагрузкой.

На площадке Моторного было создано более двух десятков производств, в том числе с участием иностранного капитала. В 1996-м, например, «Газпром» в лице «Сургутгазпрома», «Тюменские моторостроители» и производственное объединение «Зоря» из Николаева, в течение нескольких десятилетий поставлявшее газотурбинные двигатели для разветвлённой газотранспортной системы Страны Советов, учредили предприятие по ремонту этих самых двигателей. Заводчане предоставили площади и специалистов, газовики профинансировали приобретение недостающего оборудования, украинцы передали конструкторскую документацию. Так появился «Газтурбосервис», сохранивший опыт и былые традиции Моторного.

Зарубежные и отечественные фирмы помогли тюменцам освоить незагруженные площади и цеха, арендуя их или выкупая. Но — выкупай не выкупай — новые собственники обречены на сотрудничество с заводом. Здесь общая энергосистема, электрогенерация, десятки километров трубопроводов, оптико-волоконная связь, железнодорожное депо с собственными локомотивами, скважины, питьевая и техническая вода, очистные сооружения, пожарная часть. И, что немаловажно, поставки всевозможного железа и деталей — чего угодно. Благо японские, чешские, швейцарские и австрийские станки запросто осуществляют высокоточный лазерный и газоплазменный раскрой брони и проката, пятикоординатную обработку деталей, электродуговую и аргонодуговую сварку, гальваническое покрытие изделий цинком, кадмием, хромом, никелем и серебром, анодирование и порошковую окраску, люминесцентный контроль дефектов. Всё, что только известно современной науке.

Новый собственник

В 2011-м началась новая страница истории «Тюменских моторостроителей». Предприятие вошло в состав мощного холдинга «Газпром центрремонт», созданного осенью 2008-го.

— Наш холдинг по решению правления «Газпрома» объединил пять специализированных компаний, занимающихся проектированием, монтажными и пусконаладочными работами, диагностикой и обслуживанием объектов добычи, переработки и транспорта газа, ремонтом газоперекачивающих агрегатов, электротехнического оборудования, автоматизированных систем управления, — поясняет Андрей Говердовский, генеральный директор «Тюмен-ских моторостроителей» и заместитель генерального директора «Газпром центрремонта». — Родоначальникам этих компаний стали «Союзгазэнергомонтаж», «Союзгазэнергоремонт», «Союзгазавтоматика» и другие объединения, принимавшие непосредственное участие в обустройстве месторождений, сооружении и последующем обслуживании трансконтинентальных газовых магистралей из Средней Азии в центр страны и с севера Тюменской области в Европу.

Вполне естественно, что руководство холдинга проявило неподдельный интерес к «Тюмен-ским моторостроителям». Ведь они единственные на территории России освоили заводской ремонт газоперекачивающих агрегатов с судовым приводом. Вывозить габаритные агрегаты для ремонта на Украину себе дороже. Таможенное оформление оборудования при каждом пересечении границы заметно затягивало сроки и удорожало процесс.

— Профильные департаменты «Газпрома», соответствующие службы «Газпром центрремонта» долгое время изучали финансово-экономическое и техническое состояние «Тюменских моторостроителей», возможность встраивания предприятия в структуру холдинга и распределение акционерного капитала, — продолжает Андрей Говердовский. — Более года шли переговоры и подготовка к покупке. В итоге накануне Нового, 2010 года, состоялась сделка по приобретению 95,18% акций «Тюменских моторостроителей». Весной 2011-го на внеочередном собрании был переизбран совет директоров, который доверил мне пост генерального директора объединения. Ещё через год в соответствии с решением совета директоров генеральным директором «Газтурбосервиса» был назначен Николай Пысин, который одновременно возглавляет «Газэнергосервис», объединяющий более десятка предприятий, в том числе брянский «Турборемонт», камышинский «Ротор», нарофоминскую «Турбодеталь».

Напрасные опасения

Приход варягов на заводе изначально встретили с опасением. Однако все опасения оказались напрасными. Представители «Газпрома» подняли зарплату, дополнили коллективный договор. Не забыли и ушедших на пенсию работников завода. И это, похоже, только начало. «После полноценного вливания «Тюменских моторостроителей» в «Газпром центрремонт» мы будем стремиться и зарплату, и так называемый социальный пакет работников довести до уровня дочерних предприятий «Газпрома», — говорит Андрей Говердовский. — На сотрудников «Тюменских моторостроителей» полностью будет распространена не только социальная политика «Газпрома», но и корпоративная культура, жёсткие требования к промышленной и экологической безопасности».

Я поинтересовался у генерального директора, не разочаровался ли «Газпром» дорогой покупкой. И получил в ответ однозначное — нет! «Надо отдать должное Виктору Кульчихину, — признаётся его преемник. — Он сумел сохранить высокотехнологичное предприятие. Квалификация специалистов, производственная культура, трудовая дисциплина, техническое оснащение остаются на самом высоком уровне, что позволяет нам ставить далеко идущие цели».

— Но неужели нет слабых сторон? — уточняю у собеседника. — Управлять набором разномастных предприятий, начиная с производства оборудования для содержания кур и заканчивая ремонтом газоперекачивающих агрегатов, наверняка не просто.

— Мы занимаемся оптимизацией организационной структуры. Намерены отказаться от ряда непрофильных производств, работающих, в частности, на агропромышленный комплекс. Ведём соответствующие переговоры, в том числе с зарубежными инвесторами. Это даст возможность предприятиям развиваться. А вырученные от продажи деньги, равно как и средства от сдачи цехов в аренду и обслуживания партнёров, мы направим на дооснащение и расширение основных производств. Коль уж вы спросили про слабые стороны, то та же инженерная инфраструктура площадки требует модернизации. Хотя нам, надо признаться, ещё крупно повезло. Тепловые и прочие сети здесь находятся в гораздо лучшем состоянии, чем на других российских предприятиях с 50-летней историей.

Небесные перспективы

Ставку «Газпром» делает на капитальный ремонт в Тюмени всех применяемых при перекачке газа приводов судового типа. Сегодня «Тюменские моторостроители» ежемесячно возвращают к жизни по 5-6 газотурбинных двигателей мощностью от 10 до 16 мегаватт. Однако значительное количество агрегатов, особенно более мощных, приходится отправлять на Украину. Всякий раз процедура затягивается на восемь-десять месяцев.

— Дабы сократить издержки, разработана масштабная программа по модернизации «Тюменских моторостроителей» и запуску новой линии ремонта газотурбинных двигателей, — рассказывает Андрей Говердовский. — Она предусматривает закупку оборудования и установку информационной системы, которая позволит с высокой точностью управлять современными станками. До конца текущего года рассчитываем запустить ещё один стенд, на котором мы сможем испытывать двигатели мощностью до 25 мегаватт. Редуктор для него должна поставить украинская «Зоря — Маш-проект».

На этом перспективы завода не заканчиваются. Ведутся переговоры по освоению в Тюмени ремонта двигателей авиационного типа, также установленных на газоперекачивающих станциях. Прорабатывается возможность заводского ремонта отдельных узлов и целых агрегатов газотурбинных электростанций.

На базе «Тюменских моторостроителей» планируют открыть филиал Брянского центра обучения кадров «Газпром центрремонта». «В Тюмени есть необходимые условия для обучения специалистов со всей страны, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом газотурбинных двигателей судового типа, что называется, непосредственно на трассе, — объясняет Андрей Говердовский. — Кроме того, здесь же смогут повысить квалификацию специалисты из близлежащих регионов, обслуживающие иные типы двигателей. Вместо того чтобы командировать людей из Надыма и Сургута в Брянск, будем приглашать преподавателей в Тюмень. В том же Брянске сегодня ведут подготовку кадров по 34 направлениям».

Не намерены забывать в Тюмени и об авиации, с чего, собственно, и начинался моторный завод. В конце прошлого года получена лицензия на проведение капитального ремонта вспомогательных турбореактивных двигателей для Ан-24 и Ан-26. «Приступаем к исполнению соответствующего государственного оборонного заказа, это порядка 40 двигателей в год, — замечает Андрей Говердовский. — Выходим на рынок Африки и Южной Америки, где до сих пор летают наши Аннушки. Готовы восстанавливать былое сотрудничество с авиационными заводами по производству для них отдельных узлов или целых двигателей нового поколения. Развитие получит производство нефтепромыслового оборудования, возможно, оно пополнится оборудованием и для газовых промыслов. Всё это позволит нам дозагрузить «Тюменские моторостроители», максимально используя их богатейший потенциал. Ведь не случайно это предприятие всегда считали флагманом тюменского машиностроения. Таким, я уверен, «Тюменские моторостроители» останутся и на ближайшие полвека».

Андрей Говердовский: ««Тюменские моторостроители» всегда считались флагманом тюменского машиностроения. Таким, я уверен, они останутся и на ближайшие полвека.»

Дмитрий Доев
генеральный директор «Газпром центрремонта»:

«Уверен, что высокая квалификация специалистов, использование новых ресурсов и огромных производственных мощностей помогут «Тюменским моторостроителям» выйти на новый этап своего развития, и перед предприятием, ставшим неотъемлемой частью холдинга «Газпром центрремонт», откроются новые возможности и перспективы. Наше взаимовыгодное сотрудничество на благо развития газовой отрасли страны установит новую планку производственных отношений».

Владимир Якушев
губернатор Тюменской области:

«В середине 1960-х, когда в Западной Сибири только начиналось освоение первых нефтяных и газовых месторождений, в Тюмени приступили к строительству завода по производству авиационных двигателей. Сегодня «Тюменские моторостроители» представляют собой целый ряд предприятий с общим инструментальным производством и конструкторско-технологическим центром, единой системой управления качеством. Более двух тысяч специалистов, настоящих профессионалов своего дела, осуществляют высококачественный ремонт авиационных двигателей, газотурбинной техники, производят столь нужное Тюменской области оборудование для нефтяной, агропромышленной и автомобильной отраслей».

Досье «ТИ».
«Тюменские моторостроители». Заводские цеха занимают 220 тыс. м2. Внутрь под загрузку свободно заходят 60-футовые автомобильные фуры и железнодорожные составы. Бывшее оборонное предприятие представляет собой практически полностью автономный производственный комплекс, имеющий собственные источники энергии и водоснабжения, инженерные коммуникации.

Нравится

Статьи по теме

№89 (4831)
22.05.2009
Андрей Фатеев
Виктор Кульчихин, родом из Пятилетки
№177 (4437)
29.09.2007
Андрей ФАТЕЕВ
Виктор Кульчихин: "Забудьте то, что было. Жить надо настоящим!"

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"