Правом нормотворческой инициативы обладают не только депутаты Тюменской городской Думы и органы местного самоуправления. Обычные горожане - в их числе. Еще в 2006 году Тюменская городская Дума приняла решение "О Положении о правотворческой инициативе граждан"..
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.5919EUR100.2704
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | -2...-4 °C | |
Ханты-Мансийск | -3...-5 °C | |
Салехард | -9...-11 °C |
Общество
Право на бумаге?
Этот документ позволяет тюменцам внести на рассмотрение органов местного самоуправления и должностных лиц проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Однако ряд норм в документе могут препятствовать реализации этих прав граждан
- Первое, на что я обратил внимание, анализируя положения вышеуказанного решения, - это числа. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан численностью ровно в 3 процента (ни больше, ни меньше!!!) от числа жителей Тюмени, обладающих избирательным правом. В случае нарушения численности в большую или меньшую сторону, у инициативной группы могут не принять документы. На мой взгляд, целесообразнее указать, что 3% - это лишь минимальная численность инициативной группы. Тогда и не будет недопонимания в толковании данной нормы Положения.
Более того, ни в законодательстве, ни в решении Тюменской городской Думы не прописано, как проверяется количественный и качественный критерии самой инициативной группы, как проверяется избирательное право каждого из группы. Вопрос не так прост и безобиден, как может показаться на первый взгляд. Если осуществляется выборочная проверка, то должна быть прописана процедура и критерии этой проверки. Если осуществляется сплошная проверка инициативной группы, это потребует значительных финансовых и временных затрат. Представьте, что группа состоит, например, из 10, 15, 20 и более % от населения города Тюмени. С проверкой не уложиться и в три месяца, и в полгода! А когда же в таком случае знакомиться с самим обращением?! Кроме того, отсутствие регламентации процедуры проверки дает возможность для различного рода "усмотрений" чиновников, что нередко приводит к злоупотреблениям и, как результат, к нарушению прав и свобод граждан. Прозрачность процедуры проверки в правовом акте позволит более предметно обжаловать действия должностных лиц и будет способствовать более гарантированной защите интересов инициативной группы.
Далее. Рассматриваемое решение Тюменской городской Думы при некоторых ситуациях предусматривает обязательное финансово-экономическое обоснование и/или заключение главы города. Отсутствие данных документов, по смыслу решения, есть безусловное основание для отказа в рассмотрении правотворческой инициативы. Как представляется, такое положение ущемляет права граждан и возлагает на них не свойственные им функции. А чем же тогда будут заниматься чиновники?! Полагаю, что данные требования об обязательном приложении указанных документов следует исключить из решения, так как их наличие - обязательный атрибут прохождения проекта правового акта и является, по существу, функцией чиновничьего аппарата, ибо требует специальной подготовки и умений. Требовать наличие подобных знаний и умений от населения, по меньшей мере, некорректно.
Обратим внимание еще на один пункт. Из документа не совсем ясно, как должностное лицо, к которому обратились граждане с инициативой, должно официально уведомлять их о принятом решении. Полагаю, что один из возможных вариантов - публикация решения должностного лица или органа по правотворческой инициативе граждан в соответствующем официальном печатном органе. Да и сами правотворческие инициативы граждан тоже должны получать публичную огласку. Особенно принципиально этот вопрос приобретает звучание, когда различные инициативные группы граждан выступают с разными, иногда взаимоисключающими инициативами, по одному и тому же вопросу. В публикации конкурирующих правовых инициатив видится один из гарантов пресечения различного рода лоббирования.
И последнее. В Положении указано, что орган или должностное лицо должны рассмотреть проект в течение 3 месяцев со дня его внесения, но ничего не сказано про ответственность, которую понесет этот орган или должностное лицо в случае нарушения сроков. В данном случае эту проблему можно решить, используя аналогию права, в частности, Трудового права или законодательства о муниципальной службе. Нарушение сроков рассмотрения можно расценивать как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, что впоследствии влечет за собой дисциплинарное взыскание, а иногда и более строгие виды ответственности (административную, уголовную). На наш взгляд, это будет разумным выходом из сложившейся ситуации. Вместе с тем более логичным все же представляется необходимость предусмотреть самостоятельный вид ответственности за данные нарушения. Возможно, на уровне федерального законодательства.
Это лишь некоторые из проблем, скрытых в Положении о правотворческой инициативе граждан. Их устранение будет способствовать более полной и эффективной реализации гражданами прав в плане правовых инициатив в Тюмени.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.