19 июня 2019     

Политика   

Конфликт интересов: не было и не будет?

Нефтяная столица

Июньское заседание Координационного совета представительных органов местного самоуправления и Думы Югры прошло в Сургуте. Город встретил дорогих гостей башенными кранами. Нефтяная столица Среднего Приобья активно застраивается. Только за прошлый год сдано без малого 350 тысяч квадратных метров жилья, детский сад, инфекционный корпус с отделением гемодиализа. Построено торговых и торгово-развлекательных комплексов, прочих коммерческих объектов аж 438 тысяч квадратов!

Во Дворце культуры «Энергетик» после реконструкции разместились концертный зал филармонии и кинотеатр. Введено 6 газовых котельных и 8 трансформаторных подстанций, центральный тепловой пункт и водонапорная станция. Проложено свыше 32 километров инженерных сетей.

Гостям продемонстрировали строящийся Дворец искусств «Нефтяник». Говорят, он не имеет аналогов в регионе. Ни по техническому оснащению, ни по масштабам. Вознесётся дворец над землёй на 43 метра. На площади в 42 тысячи квадратных метров разместятся три зала, в том числе концертный — на тысячу мест, помещения для многочисленных творческих кружков, джаз-клуб, бары и ресторан. Денег «Сургутнефтегаз» не жалеет. А по соседству уже обустраивают парк «Кедровый лог» — с водоёмами и спортивными площадками, пешеходными дорожками и лыжной трассой. Всё это великолепие обещают сдать через пару лет.

Проблемы большого города

Впрочем, и проблем в самом большом городе Югры предостаточно. Одну из них гости прочувствовали на себе. Автобус то и дело потряхивало: улицы города давно нуждаются в серьёзном ремонте. Бетонные плиты разбиты, асфальт прохудился. Так называемый средний физический износ городских трасс превышает 60%.

Не менее важная проблема — жилищная: 180 домов признаны аварийными, 32 — непригодными для проживания, 1093 — ветхими. Их площадь превышает 186 тысяч квадратов. Приплюсуйте к этому пресловутые балки. За два года реализации окружной программы удалось снести 223 балка. Остаётся ещё 786.

Медленнее, чем хотелось бы, решается проблема с детскими садами. Ожидают своей очереди 3456 детей старше трёх лет. Обеспеченность составляет 39 мест на 100 дошколят. В 2015-м её планируют довести до 51 места. Но и тогда это будет гораздо ниже норматива. Гостям продемонстрировали детский сад «Светлячок» с плавательным бассейном: сдали его ещё в декабре 2012-го, однако до сих пор он не может принять ребятню. Потому как построили его по программе «Сотрудничество». Сначала детский сад необходимо оформить в собственность Тюменской области, та должна переоформить его в собственность Югры, которая передаст объект муниципалитету. Только после завершения всех этих процедур можно будет начать оформление лицензии. В такой же ситуации находится и детский сад «Журавушка», сданный строителями в январе. На подходе ещё несколько новостроек.

Как пояснил Борис Хохряков, спикер Думы Югры и председатель координационного совета, на рабочем совещании в Тюмени удалось недавно согласовать с заместителем губернатора области механизм, когда до завершения всех передаточных процедур будут оформлять разрешение на временный ввод в эксплуатацию. Это позволит ускорить «заселение детских садов».

Хронический недоремонт

Весь следующий день, непосредственно на заседании координационного совета, народные избранники вместе с чиновниками обсуждали накопившиеся проблемы, реализацию окружных законов и целевых программ. Говорили о создании сетей цифрового телевизионного вещания в регионе, разработке и утверждении правил благоустройства, строительстве и реконструкции дорог, транспортном обслуживании югорчан, развитии негосударственных форм дошкольного образования… Обсуждение затянулось на пять часов. Впрочем, обо всём по порядку.

— Вчера мы посмотрели наши успехи и проблемы, — обратился к участникам координационного совета вице-мэр Сургута Алексей Сафиоллин, сопровождавший гостей в поездке по городу. — Сегодня хотелось бы комплексно, с опытом других территорий, обсудить подходы к таким системным проблемам, как хронический недоремонт дорог. Без поддержки автономного округа нам здесь явно не обойтись… Коллеги отметили, что Сургуту повезло с градообразующими предприятиями — «Сургутнефтегазом», «Газпром трансгаз Сургутом», «Газпром переработкой». Их налоговые отчисления действительно в значительной степени формируют городской бюджет. Не менее мощный ресурс, способствующий улучшению качества жизни, сосредоточен в малом и среднем бизнесе. Только за прошлый год мы получили от наших предпринимателей почти 1,2 миллиарда рублей налогов, что на 237 миллионов больше, чем в 2011-м. Это говорит о создании нами условий для легального бизнеса.

Отдельно Алексей Сафиоллин остановился на крайне болезненной для Сургута теме — мигрантах. Ежегодно местные работодатели подают заявки на привлечение 45-50 тысяч иностранцев. Администрация города с трудом пытается сдержать наплыв дешёвой рабочей силы. В 2012-м одобрили квоты на 21 тысячу человек. Многие из приезжих умудрились обосноваться в Сургуте — за год постоянное место жительства здесь оформили 4 тысячи мигрантов. А сколько в нефтяной столице оседает нелегалов, не имеющих постоянной работы и крыши над головой? Эта проблема, по мнению вице-мэра, могла бы войти в повестку ближайшего заседания координационного совета.

Высший гений человечества

Надежда Красноярова, вице-спикер Думы Сургута, поделилась с коллегами опытом утверждения городского бюджета. В аппарате Думы специально создана финансово-аналитическая служба. С её подачи из проекта бюджета-2013 депутаты исключили как необоснованные 75 миллионов рублей и перераспределили 140 миллионов, направив их на строительство спортивных сооружений, ремонт школ и участковых пунктов полиции… Кардинально изменена система субсидирования пассажирских перевозок. «Теперь наш город платит не за пройденные автобусом километры, а за количество перевезённых пассажиров, — рапортует о достигнутых результатах Надежда Красноярова. — Надеюсь, это хороший стимул для повышения конкурентоспособности перевозок».

Виталий Бурчевский, глава Нефтеюганска, интересуется: «Не подменяет ли финансово-аналитическая служба работу Счётной палаты?»

— Контрольно-счётная палата проверяет характеристики бюджета с точки зрения действующих законов, — объясняет Надежда Красноярова. — А наша служба смотрит на планируемые расходы исходя из приоритетов города. 140 миллионов рублей были перенаправлены не потому, что там были приписки или криминал. Просто мы посчитали, что чиновники не могут позволить себе дорогостоящие командировки на различные конференции, когда наши дети не обеспечены спортивными площадками. Хотя повышение квалификации тоже важно. Но, к сожалению, мы работаем в условиях бюджетного дефицита и должны выбирать приоритеты.

— А как вы регулируете конфликт интересов? — уточняет Виталий Бурчевский. — Когда у администрации города одна позиция, а у Думы — другая? Неужели не было такого случая, что в результате противостояния процедура согласования не увенчалась успехом и документ своевременно не был принят?

— Таких случаев у нас не было и, надеюсь, не будет, — заявляет Надежда Красноярова. — Алексей Маулитжанович подтвердит, что никакого конфликта с администрацией у нас нет. Хотя на заседаниях бывает жарко, бывают эмоции и всё что угодно. Но мы понимаем свою ответственность перед городом. Прежде чем принять решение, депутаты обсуждают представленные аргументы, расчёты, обоснования. Порой администрация доказывает, что мы не правы и наши решения могут привести к нежелательным последствиям.

— Администрация города излагает собственное видение развития города, — дополняет своего заместителя Сергей Бондаренко, председатель Думы Сургута. — Мы как представители народа руководствуемся здравым смыслом и наказами избирателей. Как говорил Гёте, здравый смысл — это высший гений человечества. И мы как никто другой знаем, что необходимо жителям. Каждый из 25 депутатов голосует так, как считает нужным. Будем смотреть правде в глаза: никакая партийная дисциплина не заставит депутата принять заведомо непродуманные решения. Поэтому каждый депутат, взвесив аргументы контрольно-счётной палаты, администрации и аппарата Думы города, принимает своё решение. В этом и есть заслуга нашей финансово-аналитической службы.

Настроение электората

Александр Жуков, председатель Советского городского совета депутатов, обозначил болевые точки в транспортном обслуживании югорчан: «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом по городским маршрутам — это высоко социально значимая услуга. Ею пользуются пенсионеры, инвалиды, семьи с низким доходом, малообеспеченные жители, то есть социально незащищённые слои населения. А это наш с вами электорат, именно он приходит на выборы. Настроение этих людей во многом зависит от работы общественного транспорта».

— Самая серьёзная проблема — несовершенство налогового законодательства, — продолжает докладчик. — Мелкие и крупные автопредприятия поставлены в далеко не равные условия. Частники переведены на упрощенную систему налогообложения, экономят на едином социальном налоге, налогах на прибыль и имущество. Причём работают они с живыми деньгами, зачастую безо всякого контроля. А такое крупное и легальное предприятие, как Советский филиал «Северавто-транса», обязано выплачивать все налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды.

Александр Жуков поделился также с коллегами впечатлениями от увиденного в Сургуте: «Пассажирскими перевозками занимаются граждане ближнего зарубежья! Водитель во время движения курит! Билет за проезд не выдают! Полная бесконтрольность! В Екатеринбурге граждане ближнего зарубежья уже заняли весь этот рынок. И общественный транспорт там пришёл в плачевное состояние. Мне бы не хотелось, чтобы и мы дошли до этого».

Поручение президента

Леонид Скворковский, свыше 20 лет возглавляющий «Северавтотранс», развивает злободневную тему: «Проблемы транспортного комплекса, как известно, рассматривал Владимир Путин. Благодарю судьбу: исполняя данные на совещании поручения, 18 апреля Министерство транспорта утвердило методические рекомендации по расчёту экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров транспортом общего пользования. Подчеркну: экономически обоснованный тариф рассчитывается за километр пробега. Поэтому сургутянам придётся пересмотреть свою методику расчёта. На совещании в Санкт-Петербурге первый замминистра транспорта заявил, что никого не должно тревожить наличие в салоне автобуса двух-трёх пассажиров. Их обязаны согласно расписанию доставить в точку назначения. А если муниципалитет желает сэкономить, то пусть занимается оптимизацией маршрутной сети».

— Методику Минтранса необходимо взять за основу, — формулирует рекомендации координационного совета профессиональный автомобилист. — И внести изменения в окружной закон об организации транспортного обслуживания населения по пригородным и межмуниципальным маршрутам, прописав в нём организацию городских, внутрипоселковых и районных перевозок по регулируемым тарифам. Наделить органы местного самоуправления полномочиями по компенсации выпадающих доходов за счёт средств окружного бюджета. Утвердить единый порядок проведения конкурса по отбору перевозчика.

— Оба вы на сто процентов правы! — соглашается с докладчиками Алексей Сафиоллин. — Сегодня у нас работают водители не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Дорожно-транспортные происшествия, травматизм… Всё это следствие не совсем верно принятых решений, когда один аналитик из аппарата Думы заменяет отраслевые департаменты администрации города! Мы обязательно пересмотрим принятую методику.

— Глупо было бы транспортнику говорить, что субсидию надо давать за количество перевезённых пассажиров, — отстаивает ранее принятое городской Думой решение Сергей Бондаренко. — Любой транспортник будет требовать субсидию за километры, которые наматывает. Мы это проходили! А вас, Алексей Маулитжанович, я попросил бы высказываться корректнее.

— Согласно утверждённой Минтрансом методике расчёта считается себестоимость именно километра перевозки пассажира, — замечает Леонид Скворковский. — Но ваш подход чем хорош? Надо больше мониторить пассажиропотоки. Тогда вы отработаете эффективное расписание по интервалу движения автобусов и их вместимости. Это необходимо для закупки транспорта. Ведь Сургут наряду с Нижневартовском и Нефтеюганском вошёл в число городов, где будет осуществлён перевод транспорта на сжатый газ. Для этого округ намерен закупить на заводах специальные автобусы. Они примерно на 40% дороже подвижного состава, работающего на дизтопливе и бензине. Нам предстоят большие затраты и на оборудование тёплых стоянок. Зато мы сэкономим на стоимости топлива (ведь сжатый газ в 2,5 раза дешевле солярки), улучшим экологическую обстановку и исполним поручение президента.

«Без рубля — ни туда и ни сюда…»

Алексей Забозлаев, глава Урая, проанализировал практику административных наказаний за нарушение правил благоустройства в российских регионах. И выяснил, что Югра боится обидеть нарушителей. За нарушение правил благоустройства в автономном округе грозит максимальный штраф в полторы тысячи рублей для граждан и 50 тысяч рублей для юридических лиц. В Мордовии же, например, штрафы достигают 5 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно. Не способствует повышению культуры горожан и существующая система наложения штрафов за стоянку транспорта на газонах, мойку машин во дворах, торговлю в неустановленном месте, выгул собак без намордников… Если в прошлом году административная комиссия города рассмотрела 80 таких протоколов, 75 из которых составили сотрудники полиции, то за пять месяцев текущего года поступило всего 6 протоколов.

— Полностью поддерживаю предложение по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях, — вступает в разговор Наталья Борисова, председатель Думы Покачей. — Без рубля — ни туда и ни сюда. Если не наказывать, то и впредь будем видеть то, что видим. Действующее законодательство, устанавливающее штрафы за сверхлимитное размещение отходов, не стимулирует предпринимателей, занимающихся торговлей, вывозить мусор на полигоны, и они вываливают его в контейнеры жилых домов либо в близлежащий лес. Постепенно превращаются в свалки территории вокруг домов частной застройки, гаражных кооперативов и дачных обществ. Их собственники не заключают договоры на вывоз отходов.

Василий Филипенко, глава Ханты-Мансийска, поддерживает коллег. Без повышения штрафов не обойтись. Ведь восстановление тех же газонов выливается городскому бюджету, что называется, в копеечку. Правительству округа необходимо как можно скорее расширить перечень должностных лиц в муниципалитетах, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Сергей Бондаренко просит поднять руки тех коллег, кто до сих пор не принял правила благоустройства. Руки поднимают главы пяти территорий. «В Сургуте такие правила тоже не приняты, — резюмирует председатель городской Думы. — Что касается перечня должностных лиц, то наказывать за нарушения правил благоустройства в администрации нашего города имеют право всего 7 человек, в том числе три руководителя — комитета по экологии, департамента архитектуры и градостроительства, департамента городского хозяйства. Это на 340 тысяч жителей. По сути, наказывать-то и некому».

Наталья Борисова предлагает вернуть былые полномочия полиции, сотрудники которой до недавних пор могли выписывать штрафы за нарушения правил благоустройства. Тем самым повысить ответственность горожан.

— К сожалению, закон о полиции не позволяет сотрудникам внутренних дел составлять соответствующие протоколы, — разъясняет Кирилл Дмитриев, начальник государственно-правового управления Думы Югры. — Именно по предписанию полиции данные нормы мы исключили из окружного закона. Если говорить о такой потенциальной возможности, то следует выходить с инициативой по корректировке федерального законодательства. Увеличение штрафов находится целиком в нашей компетенции. Предлагайте! И Дума округа этот вопрос непременно рассмотрит.

В Сургуте 1305 домов признаны аварийными, ветхими и непригодными для проживания. Кроме того, ожидают сноса 786 балков.

Фото пресс-службы Сургутской городской Думы.

Нравится

Статьи по теме

№47 (5724)
20.03.2013
Алла Горелова
В Думе Югры
№163 (5605)
14.09.2012
Алла Горелова
О детских садах, культуре и сити-менеджерах

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"