27 апреля 2024     

Культура   

Доверчивое лицо Леонида Окунева

— Я ведь первый раз здесь! Честно! — восторженно вертит головой директор «Ангажемента», спускаясь по ступенькам к реке. — А когда гулять-то? Всё время в театре… Конечно, есть начальники, которые летом в отпуск ездят, отдыхают хотя бы на Черноморском побережье.

— А вы?

— А я поеду на съёмки в Переславль-Залесский, там и отдохну, переключусь.

— Опять съёмки…

— Да, сериальная история «Чужая жизнь». Буду выступать в роли бывшего военного. А у Юрия Мороза в «Инквизиторе» играю священника — отца Игнатия. Колоритную такую фигуру!

Леонид Григорьевич, раскинув руки, вырывается вперёд, к реке.

— Ёлки-палки, набережная-то какая! — вопит он, пугая птиц, и тут же задушевным, но таким пронзительным тихим голосом добавляет: — Здесь раньше были плиты. И мы мальчишками бегали сюда купаться. А на другом берегу ходили на плоты рыбалить. Язей вытаскивали, сорожек, окуней. Даже стерлядку, помню, Сашка Нохрин поймал. Тура тогда судоходная была…

В этот момент понимаю: можно бесконечно смотреть на плавно катящую свои воды реку и на счастливого Окунева.

— А знаете, есть гениальный проект, который разработала одна студентка-дипломница нашего архитектурно-строительного университета, — делится он и кивает в сторону фанерного комбината. — На том месте она предлагает построить оперный театр, молодёжный центр и новое здание «Ангажемента». Всё тщательно продумала, даже систему каналов рассчитала, чтобы строения не подтапливало. Мне понравилось. Может этот проект пойти в жизнь? Кто его знает? Деньги-то нужны большие. А у нас о переселении людей из ветхого жилья надо думать…

— Ещё говорят, освободится площадка на месте завода пластмасс, — сделав паузу, добавляет он. — И даже вроде инвесторы нашлись, готовые построить там здание для театра. Но почему-то не верится, что отдадут эту территорию нам. Хотя надо бы побороться…

— Так, может, повлиять сумеете, если депутатом станете, — подсказываю ему.

Окунев зыркает в мою сторону и ворчит понарошку:

— Хорошо, хоть не спрашиваете, как я до жизни такой дошёл…

— Хотела спросить…

— А я не отвечу! — вдруг подпрыгивает он. И начинает разыгрывать сценку, входя в образ истового ура-патриота:

— Я — коренной житель Тюмени! И до-о-олжен участвовать в жизни города!

Но тут же выныривает из этой личины:

— Если серьёзно, то, конечно, хотелось бы, чтобы мой город был красивым. Сейчас в России знают Тюмень. Это уже не столица деревень! Вот увидел набережную — и первая мысль у меня: «Ведь могут же!»

— О! Кто это там? Пётр Первый, что ли? — артист устремляется навстречу монументальной фигуре в треуголке. — Нет, не Пётр… Витус Беринг. Вот датчанин, а для России сделал многое…

— Интересно, а что Окунев хотел бы сделать для Тюмени?

Леонид Григорьевич, щуря правый глаз, задумчиво произносит:

— Дерево посадил, сыновей вырастил… Осталось театр построить!

— Понимаю, «Ангажемент» — дело всей жизни…

— Было время, когда мне хотелось спрыгнуть с директорского кресла. Я знал, что на кусок хлеба себе заработаю. Съёмка в одном фильме перекрывает мою годовую зарплату в театре где-то в полтора раза.

— Что остановило тогда?

— Актриса Люда Петрушева сказала: «Этот театр — твоё величие и твой крест. Нужно его донести». Да и сам я прикипел к нему.

Спрятаться от палящего солнца негде. Всем хороша набережная, но спасительная тень здесь не предусмотрена. Мы укрываемся под лестницей, где зудят маленькие кровососы. Леонид Григорьевич приплясывает, хлопая себя по плечам, ногам, шее.

— Ой, закусали совсем! — жалуется и делает неожиданный вывод: — Видите, меня не только зрители, но и комары любят.

— Слышала, в праймериз вы много голосов в свою пользу набрали …

— Не помню точно, где-то 72 из 112… Мне не понравилось моё выступление. Не выдержал регламент — 5 минут. Дома выверял по секундомеру, получалось то 5 минут 10 секунд, то 4 минуты 56 секунд. А когда на публику вышел, «поплыл» на одном из тезисов про частную инициативу. Говорил про Виктора Загоруйко, чьё имя носит «Ангажемент», увлёкся. Меня прервали.

— Леонид Григорьевич, у вас и так забот полон рот: вы отвечаете за театр, снимаетесь в кино. Зачем взваливать на себя ещё и депутатскую работу?

— Мне мама сказала: «К тебе же люди пойдут со своими бедами!» А сейчас не идут? В театре-то. Я же директор. А тут у меня, может, будет больше возможностей помочь. Депутат должен заниматься проблемами, которые есть в городе. Посмотрим на историю создания «Ангажемента». Это была частная инициатива двух граждан: бизнесмена Виктора Загоруйко и актёра Леонида Окунева. Витя сказал: «Давай делать театр!» Я тогда ошалел, помню. И что? В 2014 году нашему театру будет уже 20 лет! Вот она, инициатива снизу! Хотя следует отметить, что и сверху поддержка была! Сергей Сарычев помогал. Он возглавлял тогда комитет по делам молодёжи. А ведь мог отмахнуться, да? Есть же у нас кукольный театр, «драма»… Я помню, при советской власти хотели в Тюмени создать ТЮЗ. Даже проект был, макет здания стоял в старом драмтеатре. Потом всё заглохло. Мы с Загоруйко сумели занять эту нишу. Витя вскоре ушёл. Но имя его осталось в названии театра. Видите, какое дело получилось!

— Так чего вы всё-таки хотите?

— Чтобы тюменцы поняли: каждый житель города может выходить с частной инициативой. И если она разумна, власть должна поддержать. Не просить же всё время у руководства: «Дай-дай-дай!»… Самим тоже надо пошевелить извилинами! Я как-то был доверенным лицом у Степана Киричука. «Доверчивым»! — смеётся Окунев. — И он брал моё «доверчивое» лицо на встречи с народом. Были мы как-то на сходе граждан. Столько требований! Надо то, другое. И я говорю Киричуку: «Где мы живём? Вроде мэрия недалеко. А смотрите — асфальта нет! С другой стороны, мы и сами должны обустраивать свою территорию. Например, там, где частный сектор. Мы же его хозяева!» Вот приезжайте к нам сейчас на Большое Городище. Район благоустроен, чист. И в этом не последнюю роль сыграли сами его жители.

— Почему я всё-таки решился идти в депутаты? — задумывается Окунев. — Витя Загоруйко тоже пытался в крутых 90-х. Но не получилось. Не набрал голосов. Тогда люди к бизнесменам относились настороженно. Вот я и думаю завершить начатое Витей. Кто-то же должен замолвить слово о культуре. Но не подумайте, что стремлюсь лоббировать только интересы театра «Ангажемент». Я вообще за культуру. А это широкое понятие. Она должна быть во всём, в том числе в поведении водителя на дороге, человека, прогуливающегося в парке…

— Леонид Григорьевич, люди знают вас как прекрасного артиста. А что вы за человек вне стен «Ангажемента», когда не играете, а, например, гуляете по набережной?

— Все мы играем разные роли. Природа человеческая такова. Шекспир ещё об этом писал. Какой я в жизни? Разный. Бываю трусливый. Когда грызут сомнения и страшно сделать твёрдый шаг, мучаюсь: как быть? И сам же себе отвечаю: делай что должно, и будь что будет! Только нужно знать: «что должно». Какой я ещё? Комплексующий из-за того, что характеру не хватает жёсткости. На эмоциональном уровне могу выплеснуться, а вот последовательно быть строгим и требовательным не умею. Сентиментальный, жалостливый. Не злой.., но память у меня хорошая.

— Вы любите Тюмень. Можете объяснить, за что?

— Да как же это можно объяснить? Я, например, не могу жить без своего Большого Городища. Весной там всё расцветает, и дух стоит такой — особый, городищенский! Вот сегодня на набережной вдохнул речной воздух и ощутил запах детства. Было дело, уезжал из Тюмени, жил в Петропавловске, Екатеринбурге, Архангельске и Златоусте, но мне всегда хотелось домой, на родину.

Мы возвращаемся. Окунев продолжает восторгаться:

— Ну какая же красота! Спасибо, что вывели меня в юность и в детство. Чувствуете запах скошенной травы? Маленькая племянница раньше всё время просила меня: «Дядя Лёня, скажи-скажи про дедушку». Я разминал полынь в руках и говорил: «Ой-ё-ёй, к дедушке улетел!» Этот запах тоже из детства. Меня летом отправляли в деревню Червянка Омутинского района, где жил дед. Я, правда, плакал, расставаясь с мамой. Потом каждый день забирался на сарай и смотрел в сторону леса, ждал, когда она вернётся за мной. Разлуку тяжело переносил…

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№93 (5770)
05.06.2013
Ирина Тарабаева
Пугало для маленьких и взрослых детей
№78 (5755)
14.05.2013
Ирина Тарабаева
В «Ангажементе» расшифруют записи на сгущёнке

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"