Грызть гранит науки круглый год, наверное, неплохо. Но в работе с одарёнными детьми в Тюменской области придерживаются немного другого принципа: голову иногда полезно и «отключать», особенно в летние каникулы.
Общество
Тонус для интеллекта
Нынешним летом в многопрофильных сменах для одаренных детей побывает около 300 школьников. Все они победители, призеры и просто активные участники олимпиад различного уровня, а также научных конференций и других интеллектуальных состязаний. Как рассказал на пресс-конференции 10 июля директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер, в этом году профильную смену разделили по темам. Пятьдесят ребят, выбравших для себя лингвистическое направление, недавно вернулись из Туапсе, где отдыхали в лагере «Солнышко». Больше всего школьников, 180 человек, побывали в лагере «Дружба-Ямал»: профиль смены определялся как общепредметный (определенный круг учебных предметов), в котором выделялось еще и экологическое направление. Еще 50 интеллектуалов отправятся в Абзаково (Башкортостан), где также представлен общепредметный профиль.
Несмотря на то что основная цель организованного летнего отдыха одаренных детей — это систематизация и углубление знаний, все программы ориентированы на игровую форму. Немаловажная составляющая — возможность общения друг с другом.
— Современным детям, особенно тем, кто отличается старанием в учебе, не хватает общения со своими сверстниками, — обратил внимание Райдер. — Между тем это необходимая потребность школьников. На профильных сменах мы пытаемся восполнить этот пробел. Еще одна задача — создать условия для того, чтобы дети раскрепостились, невозможно все время находиться в состоянии «боевой готовности». Тем более они и сами хотят проявлять себя в других сферах — творчестве, спорте, пусть это у них получается и не так виртуозно, как в науках.
Сегодня в областной базе данных числится около двух тысяч одаренных детей, на профильные смены ребят отправляют с седьмого класса, чтобы они как можно раньше смогли проникнуться атмосферой, понять и определить свой научный интерес. Умные книги и теорию они оставляют в своих классах, на летних сменах получают практический опыт, бывают в различных лабораториях, работают с оборудованием… Словом, проверяют на прочность свои теоретические познания. Некоторые, бывает, открывают для себя мир других дисциплин: так, например, филологи начинают интересоваться алгеброй или биологией. Алексей Райдер считает такой поворот хорошим результатом.
Вообще второй год реализации этого проекта (организация летнего отдыха для одаренных детей) показал его эффективность: сегодня многие учителя мечтают, чтобы их питомцы отдохнули в таком лагере, хотя в первый 2012 год занимали выжидательную позицию. Поэтому важно, чтобы на сменах побывало как можно больше школьников, чтобы каждый получил «интеллектуальный тонус». В этом году на отдых трехсот учеников из областного бюджета выделено около семи миллионов рублей, с учетом инфляции — чуть больше, чем в прошлом году. Но число ребят при этом не сократилось. Для семьи такой отдых ребенка ничего не стоит.
Нет языковым барьерам
Пока дети в игровой форме повышают свой интеллектуальный уровень, в областном департаменте образования и науки готовят программу для повышения профессионального уровня будущих учителей — нынешних студентов педагогических вузов региона: Тобольска, Ишима и Тюмени.
Уже в 2014-2015 учебном году в школу придут учителя-предметники новой формации: свой предмет они смогут вести и на иностранном языке, преимущественно английском. Эти умения они обретут благодаря программе дополнительной языковой подготовки, которая стартует в Тюменской области с нового учебного года. В числе трехсот новичков — студенты трех педагогических вузов с 3 по 5 курсы. Входным билетом в программу для них стал документ, подтверждающий их прикрепление за конкретной школой. Так что языковую среду такие учителя будут формировать не только для городских школьников, но и для сельских. Алексей Райдер уточнил: это не значит, что теперь историю, литературу или геометрию учителя будут вести только на иностранном языке — вовсе нет, но такие уроки появятся в расписании. Их основная цель: создавать и расширять для школьников языковую среду, чтобы они учились свободно владеть иностранным языком. Ведь стандарты второго поколения для старшей школы предъявляют особые требования к знанию иностранных языков.
Программа дополнительной языковой подготовки для будущих педагогов предусматривает различные формы обучения: индивидуальные, групповые, дистанционные. В планах также общение с носителями языка и даже выездная стажировка — для самых прилежных студентов. Нынешний год станет пилотным в реализации этой программы, для этого из областного бюджета выделено 15 миллионов рублей.
Алексей Владимирович дополнил: не исключено, что аналогичный проект появится и для работающих педагогов. В Татарстане, например, откуда тюменцы позаимствовали идею, в программе участвуют действующие педагоги, а также служащие. Скорее всего, таким образом республика готовилась к Универсиаде. Тем не менее идея показалась привлекательной.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.