А нужен ли бренд вообще? С этого вопроса началось обсуждение темы за круглым столом, организованным Агентством маркетинговых коммуникаций «Малков и Партнёры» при участии Мурата Нурпеисова, генерального директора ООО «Консалтинговая компания «Бизнес Капитал Групп».
Курс ЦБ РФ
сегодня USD94.3242EUR100.2787
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +18...+20 °C | |
Ханты-Мансийск | +4...+6 °C | |
Салехард | -9...-11 °C |
Экономика
Ермак, Распутин, грязь и соболя?
Инициативные горожане задумались над созданием бренда Тюмени
Поговорить на актуальную тему и «нащупать идею» собрались солидные люди, в том числе представители областной и городской власти. В разговоре также принял участие приглашённый эксперт из Москвы Василий Дубейковский, который, познакомившись с Тюменью, сделал заключение: живой, амбициозный, интересный город. Гость сразу посоветовал не проводить открытого конкурса на создание бренда, сославшись на неудачные опыты других городов.
— Более 50 населённых пунктов России и стран СНГ пытались официально разработать свой бренд. Почти всех ждал провал, — поведал Дубейковский.
После этих слов можно было повесить головы и разойтись. Однако из дальнейшего рассказа москвича стало понятно, что наш «советский» менталитет тут ни при чём. Вон в Эдинбурге в 2002-м серьёзно занялись брендингом. Потратили уйму денег (на наши рубли — 170 миллионов!).
— И всё было очень вдохновляюще… — эксперт сделал паузу и добавил: — В течение семи лет. Потом проект провалился. Причины? Их две. Однажды тендер выиграл другой подрядчик, не сумевший развить идею (человеческий фактор в таких делах играет большую роль!). И в какой-то момент шотландцы испугались, что бренд одного города может стать сильнее бренда всей страны. Всё! Или возьмём Пермь, чей бренд был привязан к экс-мэру города Олегу Чиркунову. Ушёл глава, рассыпался проект…
Столичный эксперт заметил, что брендинг города — новая отрасль, в том числе и для старушки Европы. «Там тоже 95 процентов подобных проектов терпит крах», — уверил он.
Но не всё так плохо. Есть в России города, которые смогли найти свою тему. Например, Урюпинску известность принесли анекдоты, Мышкину — музей мышек, а Великому Устюгу — Дед Мороз. А Добрянка в Перм-ском крае ловко преподносит себя как столицу доброты (сумели обыграть название). При этом, заметил Дубейковский, в стране нет ни одного большого города, который смог бы стать примером успешного брендирования. Так что у Тюмени есть все шансы стать первой. Станет ли?
Павел Малков, креативный директор АМК «Малков и Партнёры», сообщил, что тема городского брендирования волнует его с ноября 2011 года. Вместе с единомышленниками он даже создал страничку в фейсбуке. Её посещает уже около 600 человек, которые отчаянно спорят по поводу бренда Тюмени. При этом старшее поколение высказывается за поиск новых идей, а молодёжь, ищущая под ногами опору, выступает в защиту «Тюмени — нефтяной столицы России».
Участники круглого стола задумались. У каждого на языке вертелось своё.
— Бренд — это обёртка, в которую надо завернуть город, — высказался Алексей Карандаев, директор клуба «CityFitness». — Тюмени не нужен бренд на все времена. Когда-то она была столицей деревень, потом столицей нефтяного края. Надо двигаться дальше.
Хозяин туристической конторы Николай Дробунин сообщил, что с вопросами о тюменских брендах ему приходится сталкиваться едва ли не каждый день. Туристы задают. И он уже давно рассуждает о них всерьёз. Ну чем может похвастаться Тюмень? Конечно, историческим наследием! Соболями, которые когда-то водились здесь в изобилии, ратными успехами Ермака, красивой набережной (искушённые путешественники называют её лучшей в России!), легендами о Григории Распутине, местной грязью, ставшей притчей во языцех.
— А вот взять бы и сделать эту грязь фишкой! Устроить фестиваль грязевых ванн! — жизнерадостно предложил он. — Сделать историческую улицу Дзержинского, где сохранились купеческие особняки, пешеходной зоной, запустить туда лошадок... У нас туристов будет тьма!
— Люди действительно ожидают от нас соболей, Ермака, Распутина, — подхватил Илья Пискулин из маркетингового агентства «Love marketing». — Нам для начала надо пройти процесс оправдания этих ожиданий. И честно ответить себе на вопрос: готовы ли мы к брендингу?
— Грязь, говорите? — задумчиво выдавил из себя Павел Малков. — А мы хотим этого? Лично я не хочу! Один бизнесмен сказал мне: «В Тюмени комфортно жить». Но мир не знает об этом! Он знает о болотах, комарах и грязи. Пора выбираться из этого. Необходимо найти сквозную идею, которая объединит всю нашу территорию и заставит двигаться вперёд.
Круглый стол приобрёл нерв. При этом спор не разбудил агрессию — интеллигентные же все люди. Просто каждый старался убедительно отстаивать свою точку зрения.
— Мы вошли в век узнаваемости, и, конечно, нам необходим символический знак, который представлял бы нас во всём мире, — высказался Сергей Лесков, профессор, почётный архитектор России. — У меня нет готовых рецептов. К брендированию нужно подходить с чёткими целями, организовать дискуссию в творческих союзах, запустить общественное обсуждение.
Малков предложил в ноябре этого года провести бренд-сессию и объявил темы, которые его единомышленники готовы вынести на обсуждение. Вот они: «Тюмень — большая земля» (именно так называют наш город северяне); «Тюмень — город с большим сердцем» (журналисты подсказали после акции с огромной валентинкой); «Тюмень — город энергий» (у нас есть нефть, газ, леса, поля) и «Твоя Тюмень».
Засомневался в состоятельности этих тем Геннадий Вершинин, директор института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИиСТ, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ:
— Город с большим сердцем? В медицине это больное сердце! Город энергий? Возможно, но спорно. У нас слабо развиты современные технологии. Большая земля? Этот лозунг никак не визуализируется…
Он также заметил, что в Тюмени не может быть брендинга города отдельно от брендинга области.
Всех удивил Алексей Карандаев, а представителей власти приятно обескуражил.
— Для разработки бренда не нужны деньги! — заявил он. — Авторские коллективы должны работать за идею, иначе начнётся распил бюджета. А вот потом, если идея будет признана, автор может получить заслуженное вознаграждение.
Глава администрации города Александр Моор согласно вздохнул:
— При 95 процентах неуспеха подобных разработок тратить бюджетные деньги — самоубийство. Но бренд нужен, если он подразумевает под собой стратегию развития Тюмени.
— Давайте думать! Мы в начале пути, — предложил директор департамента информационной политики Тюменской области Александр Новопашин.
— Я доволен разговором, — прокомментировал работу круглого стола Мурат Нурпеисов. — Тема брендирования города оказалась интересна всем. И все согласились, что деньги в таком деле — не главное. Потому что за деньги — это не любовь! Ещё хотелось понять: мы вместе или нет? Похоже, что да. Мнения, конечно, разные. Но никто не отрицает того, что Тюмени нужен бренд.
Фото Сергея Киселёва.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.