Теперь на станции работают дети и внуки тех, кто открывал «Чаши». Вот о них-то, первооткрывателях и первопроходцах, пойдёт речь. Наши герои — представители четырёх из одиннадцати важных для нефтетранспортного предприятия профессий: линейный трубопроводчик, электромонтёр, слесарь по ремонту технологических установок и водитель.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD91.6712EUR102.039
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +21...+23 °C | |
Ханты-Мансийск | +19...+21 °C | |
Салехард | +11...+13 °C |
Общество
Огонь, вода и нефтяные трубы
«Трассы нефтяные — линии судьбы»
Этой строчкой из профессионального гимна открывается летописный альбом линейной производственно-диспетчерской станции «Чаши» — подразделения Тюменского управления магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод» в Каргапольском районе Курганской области.
Ключевая задача станции — обеспечивать бесперебойную и безопасную транспортировку чёрного золота по магистральным нефтепроводам. Отсюда вытекает вторая задача — эксплуатация и обслуживание «стальных артерий». Пуск первой очереди станции «Чаши» состоялся 23 декабря 1975 года недалеко от села с одноименным названием.
Если строить ЛПДС на нефтяной трассе начинала дюжина энтузиастов, то к моменту пуска первой очереди трудовой коллектив состоял уже из семи десятков человек. Нынешний начальник станции Юрий Мухортиков рассказывает:
— Квалифицированных кадров в то время не хватало, и будущие мастера всему учились с нуля. Теоретические знания получали на курсах в Новокуйбышевском нефтетехническом учебном комбинате, а практические навыки перенимали у коллег на уже работающих станциях. Первый опыт нарабатывали у себя, устанавливая, монтируя и налаживая оборудование. А сегодня в нашем коллективе немало профессионалов, которыми мы гордимся.
Из строя — не выходить!
— Сергей Викторович Фукалов, исключительно положительный и ответственный работник, — представляет Юрий Мухортиков первого героя. — 20 лет трудится линейным трубопроводчиком 5 разряда в линейной аварийно-эксплуатационной службе. Эта работа — обеспечение безаварийной и надежной эксплуатации оборудования — на первый взгляд не видна, но переоценить ее значение невозможно. Ее главный итог: отсутствие аварий и нештатных ситуаций.
Сам Сергей говорить о себе не любит: больше дела — меньше слов. А рассказать есть о чем. Сначала он окончил чашинскую десятилетку, а потом поехал получать специальность «электромонтажник по пусконаладочным работам» в Курганское ГПТУ №4. До прихода на станцию успел поработать на нескольких предприятиях. В линейной аварийно-эксплуатационной службе освоился быстро и три года назад победил в смотре-конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» Тюменского УМН.
После дежурной пятиминутки Сергей в кабинете не задерживается. Работает он, главным образом, на линейной части — следит за тем, чтобы магистральный нефтепровод был в исправном состоянии. Осуществляет техническое обслуживание и ремонт закрепленного за подразделением оборудования, производит ревизию и ремонт задвижек и кранов, устанавливает и обновляет предупредительные знаки… Перечень обязанностей, которые приходится выполнять по долгу службы, состоит из нескольких десятков пунктов.
Но сложность работы, по словам Сергея, не столько в широте круга ежедневных забот, сколько в зависимости от погодных условий: дождь ли, снег ли — трубопроводчики несут трудовую вахту даже по выходным и праздникам, режим рабочего времени у них не нормированный, а суммированный.
Крепче за баранку
Ясно, что эксплуатация нефтепровода без пожарной техники невозможна. Транспортировка нефти — дело пожаро- и взрывоопасное. Один из тех, кто управляет вверенной техникой и поддерживает ее в добротном состоянии, — Леонид Анатольевич Иванов, представитель самой многочисленной на станции династии.
— У меня и мама, и тётя с дядей здесь работали, — рассказывает Леонид о ветвистом «семейном древе». — Через два года после начала строительства на станцию пришёл работать мой брат, а его сын теперь оператор котельной. А пять лет назад на должность водителя погрузчика станции приняли и моего сына Анатолия.
Сам Леонид, как и многие его коллеги, родился в селе Чаши и здесь же окончил школу. Выпустился из Курганского ПУ №1 с «корочками» автокрановщика, но вместо того чтобы управлять краном, стал «держаться за баранку» — сначала дежурного автомобиля, а теперь пожарной машины.
Правда, прежде чем сесть за руль, пришлось дождаться, пока построится вторая очередь станции. Сооружали её воодушевлённо, не считаясь ни со временем, ни с трудностями.
— Когда молод, какие трудности? — вспоминает Леонид. — Раньше работали посменно, так иной раз я не мог дождаться, когда выйду на работу.
На вопрос, не пропал ли «огонёк», качает головой:
— Скорее наоборот. К тому же мы — люди старой закалки. Отвечаем и переживаем не только за свою работу — за всех и за всё на станции.
Вот уже почти сорок лет Леонид живёт именно по такому принципу. И гордится тем, что его дело есть кому продолжить. И есть что подсказать сыну: нефтепромышленная отрасль поверхностных знаний не терпит.
Электромонтаж — дело тонкое
И делом этим занимается ещё один из тех, кто стоит у истоков предприятия (и ещё одной трудовой династии на станции), — Виталий Иванович Бахарев.
Контролёр-приёмщик по специальности, Виталий почти сразу после армии пришёл работать на станцию электромонтёром. Специальное образование в Петуховском техникуме электрификации и механизации получал уже заочно.
В сентябре специалист отметил 38 годовщину работы в коллективе. За это время он поднялся по карьерной лестнице сначала до мастера, потом до начальника группы. А начиналось всё с той же стройплощадки под открытым небом, куда привозили технику и оборудование. Виталий вспоминает: рабочих было много, а вагончик, где находился кабинет начальника и проходила разнарядка, всего один.
— Непростые были времена: даже разгрузку многотонного агрегата проводили вручную, — вспоминает мастер. — Но жили дружно и весело. Старались всё узнать, во всё вникнуть.
Учились (и переучивались) на опыте тогдашних монтажников и наладчиков и на собственном опыте (специальности в дипломах молодых специалистов не были связаны с чёрным золотом). А нефтяную специфику осваивали на курсах. К слову, похожие курсы каждый сотрудник станции теперь проходит ежегодно или раз в три года: нефтяное дело за это время успевает сделать семимильный шаг вперёд.
Каким должен быть тот, кто поддерживает в порядке линии электропередач индустриального гиганта?
Во-первых, исполнительным (загибает пальцы знаток): всё должно быть сделано в срок, качественно и без отклонений от технологического плана. Во-вторых, творческим: к делу подходишь так, чтобы на линии электропередач всё смотрелось красиво. Кстати, именно благодаря этим качествам (в тандеме с ответственностью и трудолюбием) пару лет назад Виталий стал обладателем нагрудного знака «Почётный нефтяник».
А в-третьих, добавим мы, социально активным. В молодости Виталий занимался лёгкой атлетикой и играл в волейбол, участвовал в лыжных гонках, которые организовывало управление. В последнем виде спорта он, в составе сборной, получил лавры победителя в соревнованиях по многоборью в Тюменском управлении магистральных нефтепроводов. Спортивным привычкам Виталий не изменяет до сих пор: на традиционном Дне здоровья обогнал на лыжной трассе всех молодых участников.
Больше творчества!
— Без творческого отношения к труду на участке механоремонтного обслуживания нельзя, — продолжает мысли предыдущего собеседника Сергей Васильевич Цибрий, токарь и слесарь технологических установок шестого разряда.
В сравнительно небольшой коллектив станции Сергей влился двадцать лет назад. Опыт работы в огромной команде уже имел — на Карагандинском металлургическом комбинате, где он начинал свою трудовую биографию, самый маленький цех состоял из 600 человек. А потом вместе с семьёй переехал в село, «где воздух чище, люди лучше» и коллектив сплочённее, вот только ответственность — ничуть не меньше.
— Обязанность наша не мешать нефти течь спокойно, — шутит Сергей. — А вообще мы следим за всем механическим оборудованием, которое есть на станции. Но просто слесарить мало: надо ещё распоряжаться вверенным добром по-хозяйски: агрегаты на предприятии серьёзные, и ремонт их — дело серьёзное.
Тягу к изобретательству Сергей обнаружил у себя ещё в первые годы работы: это всё-таки не конвейер, а ремонт. Иногда и выдумывать ничего не надо, достаточно вспомнить, что, где и когда изобретено, и использовать эти новаторства так, «чтобы завтра не было хуже, чем сегодня».
— Чувство ответственности — самое важное. Можешь, конечно, работать спустя рукава, но придёт время, и ты сам себя спросишь: почему здесь не сделал и там недосмотрел? — горячо восклицает Сергей и подытоживает: — Надо, чтобы на сердце было спокойно. А спокойно будет только тогда, когда всё сделаешь на совесть.
Эти люди — лишь малая часть коллектива ЛПДС «Чаши». У них разные линии судьбы и разные взгляды на жизнь. Но даже после непродолжительного общения с ними художник легко смог бы написать портрет опытного профессионала нефтяного дела. Портрет человека, чьё дело — не труба, а трубопровод. Благодаря которому жизнь трудового коллектива становится гармоничной. Потому что энтузиазм начинающих специалистов удачно сочетается с опытом и приобретенной с годами мудростью.
Фото Натальи Серебровой.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.