20 апреля 2024     

Политика   

Борьба с коррупцией: что немцу хорошо?

Радует, что в названии мероприятия обошлось без слов «борьба с коррупцией». Это заклинание уже не воспринимается всерьез у нас в стране, которая, как утверждает статистика, вырвалась в «передовики», занимая по коррумпированности одно из ведущих мест в мире и попадая в одну группу с Гондурасом, Гайаной, Ираном и Казахстаном. Странами с «нулевым влиянием коррупции на общество» признаны Дания, Финляндия, Япония и Германия.

По оценке специалистов, в 2010 году, к примеру, рынок «российской деловой коррупции» увеличился по сравнению с 2001 годом в 19 (!) раз. Взятки, утверждает та же статистика, стали брать реже, но в больших объемах. Российские бизнесмены отдавали на взятки около трети своего дохода.

…Есть несколько «теоретических» определений коррупции. В разных странах существуют собственные антикоррупционные «изобретения»: то же, к примеру, «гамбургское законодательство», направленное на «обеспечение открытости» во всех сферах общества, включая правовую политику и законодательство. Эта пресловутая открытость, судя по всему, весьма высоко ценится нашими немецкими коллегами.

Например, Кристиан Кох, который среди прочих гостей выступит перед тюменцами, убежден, что «законодательство об обеспечении открытости — это следующее поколение законодательства на уровне федерации и отдельных земель». Открытость по-немецки — это полная доступность информации для населения, это реальная законодательная инициатива населения, сила народного референдума, политика публичного (а не карманного) управления. Это жесткий коммунальный надзор. Это законы об охране окружающей среды и защите прав потребителя, возведенные чуть ли не в ранг религиозных заповедей.

И не борьба с коррупцией, а прежде всего ее профилактика. Последнее, согласитесь, куда экономичнее, чем борьба (не нужно строить баррикады), гуманнее и целесообразнее.

Хотя и понятие целесообразности в разных странах свое. Как-то довелось побывать в Китае. Русскоязычный гид, гуляющий с нами по улицам Пекина, с энтузиазмом рассуждал об исторических корнях коррупции. Очевидно, полагая, что ничто другое русских интересовать не может. Так вот, он с гордостью рассказывал, сколько у них в стране существует «расстрельных» статей, с помощью которых они борются (здесь это слово будет уместно) со своей коррупцией. Статей — несколько десятков, на первом месте самые серьезные, по мнению китайцев, коррупционные преступления: распространение наркотиков, подделка акцизных марок, торговля поддельными фармацевтическими препаратами, взяточничество… Под особым прицелом — государственные чиновники. Политическая коррупция.

А еще у них недавно, рассказывал наш маленький улыбчивый гид, проворовался вице-президент большой компании, владеющей автозаправочными станциями по всему Китаю. Украл (увел? присвоил? но точно не распилил) большие деньги, что-то около 65 миллионов долларов. Разумеется, ему прописали «высшую меру». Однако до смертоубийства не дошло. Вице-президент, успевший до вынесения приговора отсидеть в тюрьме год, не только ухитрился возместить нанесенный ущерб, но и покорил тюремную администрацию примерным поведением и трудолюбием. И поэтому смертную казнь ему милостиво заменили… на пожизненное заключение.

Вот такая поучительная история. У нас бы через год вышел. Или вовсе не сел. Хотя в народе нашем очень любят повторять: «Стрелять бы таких!»

Коррупция — противоположность демократии. Это замечательно точное определение, увы, также мало подходит для России, где само понятие демократии неоднократно было дискредитировано и сегодня воспринимается народом как символ эпохи большого национального грабежа. Соответственно, слово «демократ» давно преобразовалось в созвучное ругательство. И во всем этом не вина наша — беда. Серьезная национальная беда, порожденная сначала «перегибами» в политике, а потом многолетним политическим лукавством.

Для России давно пора придумать свое, собственное определение коррупции. В наших «отдельных землях» — особенно отдаленных от федерального центра, народ редко верит в силу какого бы то ни было законодательства. Зато свято верит в то, что любой закон можно обойти, имея связи и деньги (хорошо, если и то, и другое).

Из множества предложенных определений мы безошибочно выбрали одно: «Коррупция — злоупотребление властью». Ведь, согласитесь, никто из нас никогда не верил в то, что главные коррупционеры в стране — это преподаватель вуза, отважно взявший 3 тысячи рублей за лживую оценку в студенческой зачетке, медсестра, спрятавшая в карман белого халата тысячную купюру за вовремя поставленную капельницу, или даже гаишник (комедийно-уголовный персонаж, в России не почитаемый). К мелкой «коррупционной рыбешке», которую так лихо стали отлавливать в самом начале российской антикоррупционной кампании, у нас всегда относились с сочувственным пониманием: дескать, нищие, вот и берут. А вы там, наверху, лучше крупную рыбу ловите!

Коррупция в России быстро стала исходным материалом для смешных анекдотов. А начало этой «юморине», все помнят, положил большой и ответственный чиновник, заявивший с большой трибуны: «Мы будем беспощадно бороться с врагами коррупции!» Оговорился…

Несложно представить себе реакцию рядового россиянина на цитату из немецкого законодательства: немецкому чиновнику закон вменяет в обязанность «исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо, при этом имея целью благо всего общества». Смешно, годится для Задорнова… А почему смешно? Что, мало в России было во власти — и сейчас есть — законопослушных и искренне преданных своему делу людей?! Слава Богу, есть такие. Но в том-то и заключается злая и разрушительная сила коррупции: она не дает верить в хорошее. Неверие порождает всеобщий цинизм. Цинизм порождает ложную уверенность: раз им все можно, то и мне можно. Круг замкнулся…

Трудно, чрезвычайно трудно разобраться во всем этом. Тем более за один день. И все же любая честная попытка сделать это вызывает уважение. Пожелаем успеха участникам научно-практической конференции. Пусть теория наконец соединится с практикой!

А интерес немецких специалистов к Тюменскому региону понятен: территория крайне привлекательна для инвесторов (немцы это уже не раз подтверждали на практике), инвестор хочет быть уверен в экономической стабильности и, скажем человеческим языком, порядочности российского партнера. Вот почему они готовы выслушать наши «методологические» соображения о способах преодоления коррупции — и поделиться своим опытом.

«Тюменские известия» непременно поделятся с читателями информацией об этом событии. А в преддверии его мы обратились за комментарием по теме к депутату Тюменской областной Думы, заслуженному юристу России, кандидату юридических наук Владимиру Ульянову.

Нравится

Статьи по теме

№49 (5726)
22.03.2013
Владимир Кузнецов
Борьба с коррупцией выходит на новый уровень
№192 (5634)
26.10.2012
Виктор Журавлев
Коррупция: кто сказал, что бороться бесполезно?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"