Год 1996-й… Первый номер «Тюменских известий», датированный 1 января, имеет оригинальную «конструкцию». Газетный номер по задумке журналистского коллектива превращен… в «универсальный магазин», куда «дорогого читателя» приглашают на новогоднюю распродажу.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD91.6712EUR102.039
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +21...+23 °C | |
Ханты-Мансийск | +19...+21 °C | |
Салехард | +12...+14 °C |
Общество
Быстротекущая жизнь и её повторение
Жизнь без гламура
Читателя заманивают: «Сегодня в продаже: Гвозди. Утки. Жареные факты. Бальзам на душу. Байковые материалы. Изделия кустарных промыслов. Поэтические гирлянды. Альбомы для девиц…».
Ну, насчет альбомов для девиц читателя явно надули. Ничего нежного, или, как сегодня выражаются, гламурного, на страницах «ТИ» в этот год не найдете. Вся годовая подшивка посвящена темам самым серьезным и острым: политическим выборам, уборочной страде, жилищно-коммунальной сфере, проблемам школьного и дошкольного образования…
И что интересно: большинство материалов образца 1996 года можно совершенно спокойно публиковать сегодня. Читая старую подшивку, испытываешь чувства посильнее банального дежавю. Судите сами: в еженедельных обзорах хода уборочной страды (их, как правило, пишут в «ТИ» Владимир Журавлев и Юрий Бубнов) — все наши нынешние проблемы.
Цена на горюче-смазочные материалы для крестьянина высока. А закупочная цена на зерно — унизительна («Зерно по цене навоза»!). О качестве зерна, о содержании в нем клейковины спор идет чуть не в каждом номере. И чуть ли не в тех же выражениях, с теми же аргументами, что сегодня… Вопрос: с чего так тормозим, что мешает выбраться из заезженной дискуссионной колеи?
Сельхозтема из 1996-го напрямую катит в 2010-й. Вот еще пример. Не хватает сельхозтехники. А если ее достаточно (как сегодня) — тогда не хватает квалифицированных кадров. Почему? Да потому что — читайте сегодняшние «ТИ» — молодые кадры на селе не держатся. Второй раз — почему? Потому что нет нормальных дорог. И газ не подводят: для малой кучки деревень делать это невыгодно, а строить газохранилища мы еще не научились. И местная власть манкирует своими служебными обязанностями: там, где она должна построить свои 12-15 метров отвода от газопровода, там она делать это не спешит. Третий раз — почему?
Повторим: читайте свежие номера «Тюменских известий». Будете в курсе!
О жареном…
В том самом первом январском номере «повторение жизни» — кругом и рядом.
«Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко подписал распоряжение «Об улучшении жилищных условий остро нуждающихся в жилой площади ветеранов войны в Афганистане, семей погибших…» Проблема, как видим, по сей день не решена полностью. И не только «афганцев», но и тех ветеранов, кто дожил и отметил в этом году 65-летие Великой Победы.
Читаем далее. Людмила Запрудина пишет: «Лично я живу в Тюмени уже 21 год и не вижу существенных перемен в работе общественного транспорта. Хотя за это время сменилось как минимум пять секретарей райкома КПСС, столько же председателей горисполкома и два мэра». А сегодня изменилось что-то решительным образом? Разве что тарифы выросли. К слову, по поводу выросших цен на проезд народ в 1996-м так же спорит, так же возмущается. Ладно, доживем до 2015 года, откроем свежую подшивку «ТИ» — и посмотрим, что изменится…
«Что делать с кошельком, когда идешь в поликлинику?» — задается вопросом журналист Ольга Чухачева, все эти годы ведущая в «ТИ» тему здравоохранения, не одно копье сломавшая в спорах с медицинскими чиновниками, отстаивая интересы «маленького человека», то бишь пациента. Думаю, если ей сегодня задать такой вопрос, она, подумав, ответит: «Брать кошелек потолще». И объяснит — почему.
Тодор Воинский, Валентина Тоболкина, Елена Дубовская, Сергей Белозерских, Анатолий Бучинский, Александр Терехин, Александр Швирикас: или все эти журналисты обладали хорошим даром предвидения, или наша жизнь идет по спирали…
…В разделе «Жареное» (то, что значилось в ассортименте новогоднего номера) «дежурный по цеху жареной продукции» В.Куропаткина размышляет: «Держа в руках прокурором подписанное меню, говоришь чиновнику: ты украл. Он отвечает: не я. При моем попустительстве украли. А это разные вещи. Потому как попустительство мое совершалось с благословения вышестоящего дяди, который по должности обязан был его не допустить. Но и он не виноват: там, наверху, сидит дядька покруче, и он такой замечательный закон принял «федеральный», по которому все это уже не воровство, а чистейшей воды предпринимательство!»
И еще цитата из Куропаткиной. «Почему, — спрашивают у чиновника, — ты государственные деньги на всякие сомнительные нужды раздал?» — «Ну что ж, — обиженно вопит чиновник, — хорошие люди были, вот и раздал! А вы все-е-е за жареным гоняетесь!»
…Недавно один ответственный чиновник так выразился по поводу критического выступления нашей газеты (острого, нелицеприятного для других чиновников, основанного на материалах проверки прокуратуры): «Надо больше о позитиве писать! Больше светлого вокруг видеть. А вы за жареным гоняетесь…»
Ну, кто еще скажет, что газета живет один день?!
P.S. Слова «быстротекущая жизнь» позаимствованы нами у поэта Александра Гришина (его материал читайте ниже), а он, в свою очередь, позаимствовал их у поэта Александра Пушкина.
Большинство материалов образца 1996 года можно совершенно спокойно публиковать сегодня. Читая старую подшивку, испытываешь чувства посильнее банального дежавю.
Три цитаты, или О некоторой пользе медленного чтения
Пушкин, как всегда, точен: «Учись, мой сын! Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни…»
Почему ж не учимся, почему учению предпочитаем кровавые опыты?
В школе, помню, с пафосом декламировал Маяковского: «Мы коммунизм учили не по Гегелю!..»
Увы нам! Лучше бы по Гегелю, а не по гражданским войнам, голодухам, расстрелам, высылкам, лагерям, психушкам…
А еще лучше бы начать с азов, со словаря. Первая цитата именно оттуда.
Во втором томе «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля, изданного в 1881 году, словечко это найдешь не сразу, нужно быть дотошным и внимательным читателем. И все же оно там есть. Откроем книгу обрусевшего датчанина на 149-й странице. Там, где дается определение слова «Комуникация» (с одним «м»), мы его и обнаружим, правда, напечатанное более мелким шрифтом. Вот оно, «комунизм» (опять же с одним «м»). Что же такое коммунизм по умнице Далю? А вот что: «…политическое учение о правах каждого на чужое имущество».
Все.
А надо ли что-либо к этому добавлять?
Оказывается, коммунизм — это не молодость мира, это не советская власть плюс электрификация… плюс химизация и т.д.
Все гораздо проще!
Коммунист — это тот, кто имеет право на мою любимую чашку, на твою политую потом землю, на его дом, доставшийся по наследству от отца и деда, на их заводы и фабрики, наконец. То есть, попросту говоря, — вор в законе, в коммунистическом законе.
Почему же мы эту элементарную мысль в свое время не вычитали в кратком определении Даля?
Может быть, для того, чтобы на собственном опыте убедиться, что не до конца прав? Что коммунизм не только право на чужое имущество, но и на чужие мысли, поступки, чувства?
Что ж, убедились…
Конкретные свидетельства этого потомки найдут в литературе социалистического реализма. Из классика этой самой литературы и будет наша вторая цитата.
Зовут его Федор Гладков. Тот самый, который написал книгу под захватывающим, берущим за душу названием «Цемент». Впрочем, знают ли ее нынешние? Тогда, может быть, вспомнят хоть фамилию автора по известному анекдоту, посвященному эпохе литературы социалистического реализма: вначале было гладковато, потом стало шолоховато, и наконец все покрылось сурковой массой.
Так вот цитата. О праве коммуниста на чужое чувство.
Любовная сцена.
Она:
— Товарищ Бадьин, ты не смеешь…
Он:
— Наоборот, я очень смею… Мы хорошая и сильная пара, и нам не к лицу притворяться и болтать фальшивые фразы… Брось! Ты же знаешь, что я никогда не уступаю в борьбе… И то, что я хочу сделать, я сделаю… а в борьбе я пользуюсь всеми средствами…
Опять не прочли! Ох, неучи мы, неучи… И в результате учение о ворах в законе успешно дожило до судьбоносных выборов третьего июля. До своей последней, надеюсь, и окончательной фразы — зюганизма. А товарищ Зюганов, в отличие от нас, читает и даже пишет. Да и как не писать шолоховскому лауреату 1996 года, отмеченному этой высокой премией так называемыми писателями-патриотами! Так сказать, призвание обязывает. И пишет он, конечно, рассчитывая, конечно, на тех, кто никогда никого не читал и читать не собирается. И пишет вот что: «…а таких нападок на Пушкина, Шолохова, Достоевского раньше невозможно было вообразить…»
И действительно ведь невозможно…
Не буду говорить об изучаемом в советских школах «поэте-революционере» Пушкине, о сломанном в конце концов сталинским окружением таланте Шолохова, а вот нападок на Достоевского в самом деле невозможно было вообразить, потому что реакционного писателя в мое время просто не было в программах и имя его упоминалось разве что шепотом.
Смешно было слышать на недавнем митинге выкрики соратника Зюганова Виктора Анпилова:
— С нами Достоевский!..
Если великий писатель и с ними, то наверняка с увесистым томом «Бесов» над головой…
Хочется верить, что 3 июля 1996 года коммунизм в нашей стране проиграл навсегда.
«Проталина»
Александр Гришин
1996 год.
вести из 1996 года
Я не хочу содержать этих людей...
Прочитал статью В.Тоболкиной в «Тюменских известиях» от 27 сентября 1996 г. «Со дна жизни некоторые все же поднимаются». Начало статьи: «Все чаще встречаются на улице пьяные истерзанные лица, тупо уставившиеся на нас. Дрожащие руки тянутся к тебе, рассчитывая на мелкую подачку. Эти люди жаждут наскрести маломальскую сумму на бутылку. Иногда на булку хлеба». И окончание статьи — о том, что городской бюджет недостаточно финансирует приемник-распределитель по содержанию бомжей.
Я как гражданин, предприниматель, директор фирмы хочу заявить, что ни подавать милостыню, ни платить в бюджет на содержание этой категории людей у меня нет желания. Почему мы, люди, которые работаем, зарабатываем себе на жизнь, должны обрабатывать, содержать людей, которые не желают жить своим трудом, а ждут, когда их накормят.
Да, много людей в приемник-распределитель попадает по стечению обстоятельств (ехал в гости или менял место жительства, выпил, украли паспорт, деньги). А задача приемника-распределителя заключается в проверке попавшего туда гражданина на криминал, а если за ним ничего не числится по системе УВД, то после отсидки в приемнике 10 суток его выпроваживают на улицу без документов, с одной справкой на руках. По этой справке никто его на работу не примет. Денег для того, чтобы добраться до родных мест, нет. Что делать? Куда податься? Кому повезет, куда-нибудь пристроится. А другие? Другие пополняют категорию людей, которые не хотели воровать, а жизнь заставила. И вот они устремляются к нам на садовые участки, в прохладное время года — в наши подъезды, тепловые колодцы, чердаки. Берут все, что плохо лежит, чтобы как-то прокормиться. Этой категории людей нужно помочь устроиться на работу, чтобы они заработали себе на дорогу и уехали к своим родным и близким.
Кто должен помочь им в трудоустройстве? Бюро по трудоустройству, фонд занятости населения? Эти службы не справляются с потоком желающих устроиться на работу людей, ведущих оседлый образ жизни. Я считаю, что в трудоустройстве этой категории людей должны участвовать областная, городская администрации, городская Дума, управление внутренних дел и предприниматели. И эти структуры должны постоянно взаимодействовать между собой.
Поймите меня правильно: не нужно будет дополнительных финансовых вложений. Нужно будет четкое выполнение намеченной программы от каждой перечисленной структуры (администрация, управление внутренних дел, предприниматели). И дело пойдет. Опыт есть. Нужно только собраться и обговорить функции и обязательства каждой стороны.
Чтобы не быть голословным, скажу, что наше предприятие АО «Ангар» с приемником-распределителем в этом направлении работает на протяжении пяти лет. Мы берем оттуда людей на разные работы: погрузка-выгрузка вагонов, уборка территории, бетонные работы, а также используем их на сельхозработах в с. Дубрава. Некоторые из них вливаются в строительные бригады, зарабатывают себе на дорогу и уезжают, возвращаются домой. А некоторые заводят семью и встают на истинный, праведный путь.
Как правило, это все люди с тяжелой сломанной судьбой. И если общество не поможет им в этот момент, то они пополнят армию людей, которые живут только преступным промыслом.
В нашей организации в иные месяцы привлечение к работе лиц этой категории достигало 60-70 человек. Но в последний год это число резко сократилось. За произведенные нами строительно-монтажные работы областная, городская администрации в последнее время не рассчитываются (по некоторым объектам просрочки платежей составили до 10-12 месяцев).
Другая категория людей, попадающая в приемник-распределитель, работать не желает. И я считаю: пока их проверяют (устанавливают личность) и пока они находятся в спецприемнике, на них затрачивают определенные средства из бюджета. Они должны отработать эти деньги. Пусть убирают улицы от грязи, снега, мусора в ночное время в принудительном порядке, в сопровождении милиции. Слава Богу, милиции у нас хватает. А милостыню можно подать больному, инвалиду, убогому. И на Руси это всегда поддерживалось. Помогали и убогому, и больному.
Среди попавших в приемник-распределитель много больных людей. И я хочу задать вопрос управлению внутренних дел, областной, городской администрациям, городской Думе и прочим службам, отвечающим за инфекционную безопасность жителей города, области. Людей не проверяют на такие заболевания, как туберкулез, СПИД, венерические заболевания и т.д., а если и проверяют, то почему так плохо? Были случаи, когда у некоторых поступающих из приемника-распределителя к нам на работу людей обнаруживались вши, харканье кровью, открытые гнойные места на руках и теле, некоторые с трудом передвигались. Кто должен выявлять опасные заболевания? Кто должен нести ответственность за распространение заразных (инфекционных) заболеваний?
Создается впечатление, что до этой категории людей никому нет дела — ни управлению внутренних дел, ни областной, городской администрации.
Почему я задаю и ставлю этот вопрос по бомжам? Потому что не хочу того, что у нас сейчас происходит. Пока наши рабочие находятся у станков, в это время у них обирают урожай на дачах, шарят в квартирах и гаражах. Когда наши люди обращаются в больницу-стационар, то оказывается, что нет свободных мест. Часть больничных коек занята этой категорией людей. Мне кажется, пора поменять подход к этому назревшему вопросу.
И права Валентина Тоболкина в последней фразе своей статьи: «А людей без определенного места жительства становится все больше и больше. Скоро и канализационных люков на всех не хватит».
Владимир Салмин, 1996 г.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.